Атонически-астатическая форма дцп у детей, симптомы

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

ДЦП носит непрогрессивный характер, это значит, что заболевание не распространяется внутри организма, не поражает здоровые области нервной ткани, оно точечно повреждает те или иные участки мозга.

Возникает заболевание на почве патологических процессов, происходящих в центральной нервной системе. В результате чего, ребенку становится сложно, а то и вовсе невозможно координировать свои движения. Диапазон довольно широк: от легких расстройств до полного обездвиживания, в зависимости от степени поражения мозговой ткани.

Характер и степень поражения положен в основу классификации ДЦП. В России принято опираться на классификацию Семёновой К.А.

Согласно этой градации выделяют следующие формы ДЦП:

Рассмотрим каждый вид поражения более подробно.

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

  • мышцы нижних и верхних конечностей в тонусе;
  • нижние конечности поражены в большей степени;
  • руки более активны и координируемы.

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

Несмотря на это, исключения все же возможны, существуют отдельные случаи, когда интеллектуальное развитие ниже нормы. Могут наблюдаться незначительные отклонения в психическом или речевом развитии.

Спастическая диплегия возникает чаще всего у недоношенных детей, но основная причина – кровоизлияние в желудочки мозга и разжижение нервной ткани. Поражен отдел мозга, отвечающий за двигательную активность.

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

  • тяжелейшее расстройство рук;
  • сильное поражение нижних конечностей;
  • речевые нарушения;
  • невозможность самообслуживания;
  • атрофия зрительных нервов (в половине случаев);
  • нарушение слуха;
  • ригидность мышц.

Тяжелейшая из всех видов детского церебрального паралича. Ребенок не способен к обучению, более того, он совершенно не может координировать свои движения. Причина – гипоксия плода. Поражены большие полушария либо весь мозг.

Характерные симптомы для данной формы заболевания:

  • поражает одну сторону (правую или левую);
  • задержка интеллектуального развития;
  • отклонения в психическом развитии;
  • характерная походка (выпрямленная нога при согнутой руке);
  • возможны приступы эпилепсии.

В какой-то мере детей с данным видом ДЦП можно обучать, но от сверстников они будут заметно отставать. Гемиплегия возникает после перенесенных инфарктов головного мозга, кровоизлияний в мозг. Поражены кора и подкорковые структуры, которые отвечают за двигательную активность.

Гиперкинетическая форма (дискинетическая форма) ДЦП имеет следующие признаки:

  • непроизвольные движения конечностей;
  • неправильная постановка ног;
  • нарушения правильной позы позвоночника;
  • медленные движения;
  • судороги;
  • нарушение речи.

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

Причина – гемолитическая болезнь, осложненная ядерной желтухой. Поражены подкорковые структуры.

Атонически-астатическая форма (атаксическая) ДЦП:

  • тонус мышц понижен;
  • ярко выражены сухожильные рефлексы;Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы
  • часты случаи нарушения речи;
  • координация движений нарушена полностью;
  • отсутствует чувство равновесия;
  • возможно сопутствующее заболевание – олигофрения;
  • дефекты интеллектуального развития;
  • нарушение речевой деятельности.

Причина заболевания – родовая травма, гипоксия, ишемия. Поражен мозжечок.

Согласно международной классификация МКБ-10 существуют некоторые уточнения, дополняющие классификацию ДЦП Семёновой, они касаются локализации поражения. Итак:

  • спастический тип, подразделяется в свою очередь на гемиплегию, диплегию, моноплегию, квадриплегию.
  • гиперкинетический тип.
  • атактический тип.
  • сочетательный тип.

Некоторые признаки детского церебрального паралича хорошо заметны с самого рождения. Но окончательный диагноз врач выставляет после проведения всех необходимых исследований в течение первых двух лет жизни ребенка. В случаях, когда симптомы выражены слабо, диагноз поставят, когда малышу исполнится 5 лет.

Чтобы поставить точный диагноз, врача необходимо провести некоторые исследования по изучению:

  • двигательных возможностей ребенка;
  • нарушений мышечного тонуса;
  • уровня психического развития;
  • степени умственного развития;
  • тщательно изучить историю болезни;
  • провести дополнительные диагностические исследования.

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

Детский церебральный паралич по характеру симптомов имеет три стадии:

  1. Первые симптомы начинают проявляться у малыша в возрасте до пяти месяцев. Это ранняя стадия. На данном этапе фиксируют явные отклонения в физическом развитии ребенка, которые могут выражаться в следующем – малыш не держит головку, не следит за предметами, не тянется за ними рукой, преимущественно активна только одна рука, либо действенны только руки при меньшей подвижности нижних конечностей. Все эти симптомы на раннем уровне обычно не бросаются в глаза, хотя в отдельных случаях, уже и в этот период могут хорошо просматриваться. На этой стадии малышу назначают лечение, в основном, оно включает в себя массаж и лечебную физкультуру.
  2. Вторая стадия – начальная, патология еще не зафиксирована, но уже выражена более явно. Тонус мышц очень слабый либо наоборот, повышен. Возраст – до трех лет.
  3. Третья стадия – поздняя. Патология зафиксирована и хорошо заметна, сформированы особенности умственного и психического развития. Возраст – старше трех лет.

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

Спастическая форма заболевания может диагностироваться уже в первом полугодии жизни ребенка. Эта форма имеет характерные проявления, которые хорошо определяются в самые первые месяцы: повышенный мышечный тонус в сочетании с патологическими рефлексами.

Гемиплегия проявляется в возрасте 5 – 7 месяцев.

Атонически-астатическая форма ДЦП становится более явной после семи месяцев. Дифференциальная диагностика этой формы довольно осложнена, по причине схожести ее симптомов с симптомами других заболеваний.

До шестимесячного возраста у малыша можно не заметить никаких нарушений, и лишь по мере его роста постепенно проявляются симптомы. Чаще всего они связаны с нарушениями психического развития, возникают неврологические расстройства. У ребенка возникают вспышки необоснованной агрессии, повышенная возбудимость. Имеются речевые расстройства, двигательные нарушения, потеря равновесия.

  • Гиперкинетическая форма заболевания определяется несколько позже – к началу второго года жизни.
  • Дополнительную диагностику проводят, используя следующие инструментальные методы:
  • Результаты исследования позволяют получить информацию о глубине изменений нервной системы, определить степень и тяжесть поражения того или иного участка головного мозга, выявить другие нарушения.

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

Такое исследование необходимо для того, чтобы исключить наличие иных заболеваний со схожей симптоматикой. В этих же целях проводят дифференциальную диагностику.

Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание, его симптомы не увеличиваются со временем, а состояние больного со временем не ухудшается. Если же происходит обратное, то, скорее всего, заболевание имеет иную природу.

Такие же симптомы, как и у детского церебрального паралича, имеют следующие заболевания:

  • поражения головного мозга травматического и нетравматического характера;
  • ранний аутизм;
  • фенилкетонурия;
  • поражения спинного мозга;
  • шизофрения и т.п.

Детский церебральный паралич является распространенным заболеванием. По примерным подсчетам, на одну тысячу здоровых детей приходится до 3 больных ДЦП. Если рассматривать данные по распространенности форм ДЦП, то можно отметить, что

  • среди всех форм лидирует спастическая диплегия,
  • второе место – гемипаретическая форма,
  • третье — двойная гемиплегия,
  • четвертое – атонически-астатическая форма,
  • и, наконец, пятое место по распространенности ДЦП имеет гиперкинетическая форма заболевания.

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

  1. Гиперкинетическая форма ДЦП — удел девочек
  2. Мальчики гораздо чаще страдают спастической диплегией и двойной гемиплегией, у девочек чаще встречается гиперкинетическая форма ДЦП.
  3. Если сравнивать общее соотношение мальчиков и девочек с диагнозом ДЦП, то получается, что мальчики составляют 58,1 %, девочки – 41,9 %.
  4. Детский церебральный паралич – неизлечимое заболевание, но это не значит, что его лечением не нужно заниматься вовсе.

Больным необходима помощь и врачей, и педагогов, для того, чтобы они могли достичь максимально возможных при данном заболевании положительных результатов и могли по мере и возможностям адаптироваться к окружающей среде. В этих целях, необходимо как можно раньше выявить заболевание и начать его лечение.

Источник: http://bez-tebya.ru/moj-rebenok/formy-i-vidy-dcp-atonicheski-astaticheskaya-spasticheskaya-giperkineticheskaya-i-drugie

Симптомы атонически астатической формы дцп — Лечение в домашних условиях

Атонически-астатическая форма ДЦП является довольно распространенной формой данного заболевания. Что же такое ДЦП и каковы причины его возникновения?

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

ДЦП и причины его возникновения

Итак, детский церебральный паралич, или ДЦП, это заболевание мозга, которое развивается у малыша в утробе матери, в процессе родов или на этапе новорожденности. Проявляется заболевание различными видами нарушений со стороны психической деятельности, речи и двигательных навыков.

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

Часто инфекция становится первопричиной развития аутоиммунных реакций, которые впоследствии обусловливают ДЦП. Внутриутробное повреждение мозга бывает вызвано и такими факторами, как неправильное питание матери, интоксикация, экстрагенитальные заболевания.

Также к причинам возникновения ДЦП можно отнести асфиксию, перенесенную во время родов, и другие родовые травмы, в частности повреждения шейного отдела позвоночника.

Вернуться к змистуФорми детского церебрального паралича

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

  • Гемиплегична (гемипаретична) форма. Она встречается чаще всего. Выражается в парезе или параличе, который охватывает одну половину тела. Мышечный тонус повышен выборочно. Чувствительность, как правило, не страдает. У большинства больных наблюдаются нарушения психики, интеллект снижен (дебильность, идиотия), однако такие дети способны к обучению и обычно адаптируются к жизни в обществе и к труду.
  • Гиперкинетическая форма. К симптомам относятся гиперкинезы и нарушения мышечного тонуса. Мышечный тонус снижается или остается в пределах нормы, когда больной находится в состоянии покоя, однако активные движения приводят к его повышению. При этой форме ДЦП изменения интеллекта наблюдаются редко.
  • Спастическая диплегия (синдром Литтля). Выражается в спастических парезах преимущественно нижних конечностей. Мышечный тонус повышен. Кисти рук при этом обычно сохраняют свою подвижность. Часто наблюдается поражение черепных нервов, что проявляется в виде косоглазия. Речь у таких больных отклонен в сторону, носогубные складки сглажены. При этой форме ДЦП полностью сохранена чувствительность, а тазовые органы нормально функционируют. Психика больного страдает, но не так сильно, как при других формах ДЦП.
  • Двойная гемиплегия. При этой форме ДЦП одинаково трудно бывают поражены как верхние, так и нижние конечности. Такие больные впоследствии не могут научиться сидеть, стоять и ходить. Со стороны психики обычно отмечается дебильность, выраженная в тяжелой форме, имбецильность, идиотия.
  • Атонически-астатическая форма (синдром Ферстера). Отличается от других разновидностей ДЦП тем, что мышечный тонус у больных не повышен, а понижен, при этом движения сохранены, но их координация нарушена. Такие больные очень поздно приобретают способность стоять и ходить. Речь бывает нарушена в 60% случаев, а изменения со стороны психики (дебильность или имбецильность) имеют место лишь в 55%.
  • Вернуться к змистуАтонически-астатическая форма детского церебрального паралича

    Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

    У больных настолько снижен мышечный тонус, что они не могут сохранять равновесие не только во время ходьбы, но и в состоянии абсолютного покоя. У них нарушена координация движений, отмечается гиперметрия и выраженное дрожание конечностей.

    Больные не способны удерживать вертикальное положение. Способность удерживать и контролировать голову, сидеть, стоять и ходить они осваивают очень медленно или не осваивают вовсе. Невозможность координации движений выражена очень ярко, но этот симптом не относится к основным.

    Читайте также:  Синдром мебиуса: лечение у детей

    Неизбежным проявлением атонически-астатической формы ДЦП является глубокая задержка развития психики и речи.

    Следует отметить, что в грудном возрасте бывает крайне сложно отличить атонически-астатическую форму ДЦП от атактической, поскольку на данной стадии обе они характеризуются, прежде всего, мышечной гипотонией, а остальные симптомы возникают гораздо позже.

    Вернуться к змистуПрояви атонически-астатической формы ДЦП

    Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

    Функция хватания и манипулирования предметами появляется поздно, при этом наблюдается выраженный тремор рук, а координация движений нарушена. Уровень мотивации снижен, к тому же ребенок боится потерять равновесие, поэтому развитие способности осуществлять манипуляции руками существенно задерживается.

    После достижения 1,5 – 2 лет такие дети начинают сидеть, ноги при этом они широко разводят в стороны. Со стороны грудного отдела позвоночника наблюдается кифоз. Более-менее устойчивыми в сидячем положении они становятся только после достижения возраста 4 – 6 лет, до наступления этого периода они сидят очень плохо и нестабильно, поскольку их руки не выполняют защитную функцию.

    После достижения 4 – 8-летнего возраста дети начинают стоять, но они могут это делать лишь очень короткое время и при наличии поддержки или опоры. При этом наблюдается повышенное напряжение ног. Лишенный поддержки ребенок сразу падает, его руки не проявляют защитную реакцию, а туловище не делает движений, направленных на сохранение равновесия.

    Дети падают даже при легком толкании. Ходить самостоятельно такие больные начинают только после 7 – 9 лет или не ходят совсем, при этом они широко расставляют ноги, а походка отличается отсутствием ритмичности и слабой устойчивостью.

    Падают такие дети очень часто, их руки совсем не принимают участия в реакциях, направленных на поддержание равновесия. Естественно, преодолевать большие расстояния больные с атонически-астатической формой ДЦП не могут.

    Зачастую для них бывает крайне трудно научиться обслуживать себя самостоятельно, поскольку они страдают от повышенного тремора рук.

    До 90% детей с этой формой ДЦП отличаются сильным снижением интеллекта, к которому прилагаются негативизм, высокая агрессивность и малая эмоциональность. До 50% больных страдают от судорог, нистагма и косоглазия, зрительные нервы часто бывают атрофированы. Речь недоразвита.

    Вернуться к змистуЛикування атонически-астатической формы ДЦП

    Фактически данная форма ДЦП не поддается лечению, возможно лишь проведение процедур, способствующих реабилитации.

    Больным назначают курсы массажа, ЛФК и физиотерапии, но они если и приводят к положительной динамике, то крайне редко, эффект, как правило, низкий. Лечение медикаментозными препаратами также не дает заметного результата. В целом прогноз по заболевания неблагоприятный по овладению двигательными навыками.

    Дети, у которых, кроме серьезных двигательных нарушений, наблюдается тяжелая степень психических нарушений и умственной отсталости, как правило, направляются в специализированные медицинские учреждения, поскольку они не способны овладеть навыками, необходимыми для обучения, и не могут социально адаптироваться.

    Источник: https://ok-doctor.xyz/simptomy-atonicheski-astaticheskoi-formy-dcp/

    Симптомы атонически астатической формы ДЦП

    Атонически-астатическая форма ДЦП является достаточно распространенной формой данного заболевания. Что же такое ДЦП и каковы причины его возникновения?

    Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

    Дцп и причины его возникновения

    Итак, детский церебральный паралич, или ДЦП, это заболевание мозга, которое развивается у малыша в утробе матери, в процессе родов или на этапе новорожденности. Проявляется заболевание различными видами нарушений со стороны психической деятельности, речи и двигательных навыков.

    Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомыК факторам риска возникновения задержки и нарушения формирования мозга можно отнести инфекции и токсико-аллергические проявления. Поражение мозга инфекцией приводит к возникновению менингоэнцефалитов, клинические проявления которых могут в итоге стать предпосылкой возникновения ДЦП.

    Часто инфекция становится первопричиной развития аутоиммунных реакций, которые впоследствии обусловливают ДЦП. Внутриутробное повреждение мозга бывает вызвано и такими факторами, как неправильное питание матери, интоксикация, экстрагенитальные заболевания.

    Также к причинам возникновения ДЦП можно отнести асфиксию, перенесенную во время родов, и другие родовые травмы, в частности повреждения шейного отдела позвоночника.

    Формы детского церебрального паралича

    Детский церебральный паралич подразделяется на следующие формы:
    Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

    1. Гемиплегическая (гемипаретическая) форма. Она встречается чаще всего. Выражается в парезе, или параличе, который охватывает одну половину тела. Мышечный тонус повышен избирательно. Чувствительность, как правило, не страдает. У большинства больных наблюдаются нарушения психики, интеллект снижен (дебильность, идиотия), однако такие дети способны к обучению и обычно адаптируются к жизни в обществе и к труду.
    2. Гиперкинетическая форма. К симптомам относятся гиперкинезы и нарушения мышечного тонуса. Мышечный тонус снижается или остается в пределах нормы, когда больной находится в состоянии покоя, однако активные движения приводят к его повышению. При этой форме ДЦП изменения интеллекта наблюдаются редко.
    3. Спастическая диплегия (синдром Литтля). Выражается в спастических парезах преимущественно нижних конечностей. Мышечный тонус повышен. Кисти рук при этом обычно сохраняют свою подвижность. Часто наблюдается поражение черепных нервов, что проявляется в виде косоглазия. Язык у таких больных отклонен в сторону, носогубные складки сглажены. При этой форме ДЦП полностью сохранена чувствительность, а тазовые органы нормально функционируют. Психика больного страдает, но не так сильно, как при других формах ДЦП.
    4. Двойная гемиплегия. При этой форме ДЦП одинаково тяжело бывают поражены как верхние, так и нижние конечности. Такие больные впоследствии не могут научиться сидеть, стоять и ходить. Со стороны психики обычно отмечается дебильность, выраженная в тяжелой форме, имбецильность, идиотия.
    5. Атонически-астатическая форма (синдром Ферстера). Отличается от прочих разновидностей ДЦП тем, что мышечный тонус у больных не повышен, а понижен, при этом движения сохранены, но их координация нарушена. Такие больные очень поздно приобретают способность стоять и ходить. Речь бывает нарушена в 60% случаев, а изменения со стороны психики (дебильность или имбецильность) имеют место лишь в 55%.

    Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

    У больных настолько понижен мышечный тонус, что они не могут сохранять равновесие не только во время ходьбы, но и в состоянии абсолютного покоя. У них нарушена координация движений, отмечается гиперметрия и выраженное дрожание конечностей.

    Больные неспособны удерживать вертикальное положение. Способностью удерживать и контролировать голову, сидеть, стоять и ходить они овладевают очень медленно либо не овладевают вовсе. Невозможность координации движений выражена очень ярко, но этот симптом не относится к основным.

    Неизбежным проявлением атонически-астатической формы ДЦП является глубокая задержка развития психики и речи.

    Следует отметить, что в грудном возрасте бывает крайне сложно отличить атонически-астатическую форму ДЦП от атактической, поскольку на данной стадии обе они характеризуются, прежде всего, мышечной гипотонией, а остальные симптомы возникают гораздо позже.

    Проявления атонически-астатической формы ДЦП

    Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомыВ горизонтальном положении мышечный тонус у ребенка резко снижен, при этом в верхних конечностях он выше, чем в нижних. Дети рассматривают кисти рук, но они никогда не проявляют интерес к игрушке и не тянутся к ней ввиду задержки психического развития. Ребенок не может удерживать голову (такая способность у него появляется только по достижении второго полугодия жизни) и опираться на руки, поэтому ползать такие больные начинают очень поздно. Со временем они все-таки начинают передвигаться на четвереньках или своеобразными прыжками.

    Функция хватания и манипулирования предметами появляется поздно, при этом наблюдается выраженный тремор рук, а координация движений расстроена. Уровень мотивации снижен, к тому же ребенок боится потерять равновесие, поэтому развитие способности осуществлять манипуляции руками существенно задерживается.

    По достижении 1,5 — 2 лет такие дети начинают сидеть, ноги при этом они широко разводят в стороны. Со стороны грудного отдела позвоночника наблюдается кифоз. Более или менее устойчивыми в сидячем положении они становятся только по достижении возраста 4 — 6 лет, до наступления этого периода они сидят очень плохо и нестабильно, поскольку их руки не выполняют защитную функцию.

    По достижении 4 — 8-летнего возраста дети начинают стоять, но они могут это делать лишь очень короткое время и при наличии поддержки либо опоры. При этом наблюдается повышенное напряжение ног. Лишенный поддержки ребенок сразу падает, его руки не проявляют защитную реакцию, а туловище не совершает движений, направленных на сохранение равновесия.

    Дети падают даже при легком толкании. Ходить самостоятельно такие больные начинают только после 7 — 9 лет или не ходят вовсе, при этом они широко расставляют ноги, а походка отличается отсутствием ритмичности и слабой устойчивостью.

    Падают такие дети очень часто, их руки совсем не участвуют в реакциях, направленных на поддержание равновесия. Естественно, преодолевать большие расстояния больные атонически-астатической формой ДЦП не могут.

    Чаще всего для них бывает крайне трудно научиться обслуживать себя самостоятельно, поскольку они страдают от повышенного тремора рук.

    До 90% детей с этой формой ДЦП отличаются сильным снижением интеллекта, к которому добавляются негативизм, высокая агрессивность и малая эмоциональность. До 50% больных страдают от судорог, нистагма и косоглазия, зрительные нервы часто бывают атрофированы. Речь недоразвита.

    Лечение атонически-астатической формы ДЦП

    Фактически данная форма ДЦП не поддается лечению, возможно лишь проведение процедур, способствующих реабилитации.

    Больным назначают курсы массажа, ЛФК и физиотерапии, но они если и приводят к положительной динамике, то крайне редко, эффект, как правило, низкий. Лечение медикаментозными препаратами также не дает заметного результата. В целом прогноз у заболевания неблагоприятный в отношении овладения двигательными навыками.

    Дети, у которых, помимо серьезных двигательных нарушений, наблюдается тяжелая степень психических нарушений и умственной отсталости, как правило, направляются в специализированные медицинские учреждения, поскольку они неспособны овладеть навыками, необходимыми для обучения, и не могут социально адаптироваться.

    Источник: https://nervzdorov.ru/dcp/atonicheski-astaticheskaya-forma-dcp.html

    Атонически астатическая форма ДЦП — методы лечения и реабилитации

    Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

    Атонически-астатическая форма ДЦП проявляется при врожденных патологиях развития лобных долей и мозжечка, относится к наиболее тяжелым и трудно поддающимся лечению видам ДЦП.

    Сопровождается сбоями в координации, низким тонусом мышц и прочими двигательными отклонениями. Порядка 9-10 % диагностированных случаев ДЦП приходится на эту форму.

    Причины

    Чаще всего ДЦП развивается по нескольким причинам, связанным как с течением беременности, так и с процессом родов.

    • Большая часть нарушений, провоцирующих ДЦП, происходят во время эмбрионального формирования плода и могут быть усугублены нарушениями в процессе родов.
    • Но причины развития части случаев до сих пор неизвестны.
    • Наиболее часто ДЦП развивается под влиянием данных факторов:
    • Недостаточное снабжение мозга кислородом (гипоксия). Большая часть случаев развития ДЦП связана именно с этим неблагоприятным фактором. Причины возникновения гипоксии плода: вредные привычки матери (курение, наркомания, употребление алкоголя), сахарный диабет, пониженное содержание гемоглобина, заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма, бронхит и другие), патологическое расположение плода во время родов, выпадение пуповины, преждевременное отслаивание плаценты, внутриутробные инфекционные процессы, гормональные сбои. Также гипоксия может развиться из-за отклонений в развитии плода. В результате гипоксии мозг плода не формируется должным образом, особенно отделы, ответственные за двигательную активность.
    • Гемолитическая болезнь плода. Если кровь ребенка и матери несовместимы, развивается это заболевание. Эритроциты плода под действием иммунной системы матери разрушаются, и он не может развиваться полноценно. Возникает тяжелая интоксикация мозга и, если плод выжил, у него остаются множественные нарушения мозговой деятельности.
    • Травмы во время родов. Они могут быть обусловлены узким тазом роженицы, большим размером плода, гидроцефалией, патологическим расположением плода в процессе родов, пожилым возрастом роженицы, костными выростами, переношенной беременностью, преждевременным началом родов, перенесенными травматическими повреждениями зоны таза, затяжными родами, слабыми потугами, удушьем из-за пуповины. Проявления родовых травм могут быть различными, но обычно травма во время родов не является единичной причиной развития ДЦП и лишь усугубляет уже возникшую патологию.
    • Заболевания вирусного, бактериального или неинфекционного происхождения у матери. Способствуют возникновению различных внутриутробных нарушений развития мозга следующие инфекции: коревая краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, герпес, грипп, сифилис, гепатит и другие. Неинфекционные заболевания и нарушения, такие как сахарный диабет, болезни сердца (пороки, тахикардия, аритмия и прочие), артериальная гипертензия, ожирение, стрессы, болезни щитовидной железы, нервные перенапряжения, анемия также имеют значительное влияние на развитие плода.
    • Прием некоторых медикаментов. Существует обширное количество лекарств, прием которых при беременности запрещен или нежелателен из-за их негативного воздействия на развитие плода. К ним относятся большая часть антибиотиков, антидепрессанты, нестероидные противовоспалительные медикаменты, аспирин, алкалоиды опиума, вакцины, анксиолитики второго поколения, препараты лития, некоторые противоэпилептические медикаменты.
    • Наследственный фактор. Если в семье уже родился ребенок с ДЦП, при повторной беременности риск родить еще одного ребенка с этим заболеванием крайне высок. То же касается и случаев, когда ребенок с ДЦП рождался у близких родственников. Если один из родителей имеет ДЦП, вероятность рождения ребенка с этим заболеванием возрастает в шесть раз.
    • Недоношенность и низкий вес. У недоношенных детей и тех, которые при рождении имели массу ниже 2000 граммов, вероятность возникновения ДЦП намного выше, чем у детей, которые родились на девятом месяце или имели нормальную массу тела. В группе риска также дети при многоплодной беременности.
    Читайте также:  Парциальная эпилепсия и генерализованные приступы, симптомы и лечение

    У детей мужского пола вероятность развития ДЦП выше, и в среднем у них это заболевание протекает в более тяжелой форме.

    Ранние проявления

    Ранние признаки и симптомы астатической формы  ДЦП можно увидеть еще в начале жизни, и обычно они проявляются не в первые дни после рождения ребенка, а в процессе его развития в первый год.

    Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

    • Если потянуть ребенка за руки, его мышцы не напрягаются, он остается пассивен. Голова запрокинута, ноги или согнуты в зоне бедра и приподняты, или находятся в разогнутом состоянии.
    • Когда ребенок лежит на спине, он не стремится двигаться, выглядит вялым. Тонус его мышечной системы крайне сниженный. Мышцы рук работают лучше, чем мышцы ног, и ребенок более активен в верхней части тела.
    • Не протягивает руки к игрушке, наблюдается стереотипная двигательная активность в зоне рук: многократно повторяющиеся движения, не имеющие цели.
    • Сухожильные рефлексы выражены интенсивно.
    • Ребенок не может удерживать голову при вертикальном подвешивании. Начинает удерживать голову только во втором полугодии жизни.
    • Не переворачивается и не может выполнять другие действия (не способен удержать в руке игрушку, плохо контролирует движения).
    • В положении на животе не может держать голову и упираться руками, поэтому долгое время не обучается ползанью. Часть детей начинают передвигаться, опираясь на руки и подтягивая к ним ноги, а у еще части при ползанье не наблюдаются реципрокные движения рук и ног.
    • Долгое время не проявляется интерес к игрушкам (следствие нарушений умственной деятельности).
    • Не способен сидеть без опоры во втором полугодии жизни. Дети начинают сидеть самостоятельно только на втором году, но удерживать равновесие им сложно, поза выглядит неустойчивой.
    • Способность стоять и ходить сформировывается только в 7-9 лет. Ноги широко расставлены, походка шаткая, руки для удержания равновесия не используются. Длительно ходить большинство детей не могут, а при смене обстановки возникают проблемы с движениями.
    • Большая часть детей страдают умственными отклонениями, проявляют агрессию, эмоциональные реакции выражены слабо. У половины детей присутствуют судороги. Также могут наблюдаться косоглазие, глаукома, нистагм.
    • Проявляется интенсивное дрожание конечностей.

    Прогноз при атонически-астатической форме ДЦП неблагоприятный.

    Осложнения

    По мере развития, роста и увеличения двигательной активности могут появляться дополнительные осложнения, усугубляющие заболевание.

    • Судороги. Эпилепсия развивается у половины детей и может проявиться не сразу. Эпилептические припадки негативно влияют на развитие ребенка: прочие симптомы проявляются интенсивнее, ребенок медленнее обучается, методы реабилитации затруднительно применять.
    • Умственная отсталость, проявляющаяся с разной интенсивностью у 90 % детей с данной формой ДЦП, усложняет проведение восстановительного лечения и ухудшает прогноз: большинство детей, став взрослее, не смогут самостоятельно себя обеспечивать и взаимодействовать на достаточном уровне с другими людьми.
    • Ортопедические нарушения. У больных ДЦП из-за слабости мышц развиваются различные искривления позвоночника: лордоз, сколиоз, кифоз. Мышцы работают несогласованно, часто возникают сбои в кровоснабжении ног. Во время роста ребенка ортопедические нарушения прогрессируют.
    • Пищеварительные нарушения. Из-за низкой двигательной активности прогрессируют различные сбои в работе кишечника, чаще всего наблюдаются хронические запоры. Также высока вероятность развития ожирения.
    • Другие осложнения. Могут наблюдаться значительные задержки в физическом развитии, слюнотечение, энурез. Прогрессируют проблемы со зрением и слухом.

    Упражнения, регулярная работа со специалистами, массаж и другие реабилитационные методы способны снизить выраженность части осложнений.

    Методы лечения и реабилитации

    Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

    Все эти методы оказывают небольшой положительный эффект: ребенок становится активнее, лучше двигается и четче говорит.

    Прием медикаментов тоже не способствует значительному улучшению состояния. Назначаются лекарства, устраняющие некоторые симптомы: диуретические и сосудорасширяющие медикаменты для снижения внутричерепного давления, ноотропы для улучшения метаболических процессов головного мозга и препараты с седативным эффектом для уменьшения агрессивности.

    В редких случаях показано оперативное вмешательство, но при этой форме ДЦП даже хирургическое лечение не способно улучшить работу мозга.

    Одним из специфических методов реабилитации является иппотерапия. Взаимодействие с лошадью улучшает эмоциональное, умственное и физическое состояние ребенка, увеличивая его шансы социально адаптироваться в дальнейшем.

    Несмотря на то, что эта форма ДЦП практически неизлечима, регулярное проведение реабилитационных мероприятий способствует частичному восстановлению двигательных функций и уменьшает выраженность осложнений.

    Видео на тему

    Источник: http://neuro-logia.ru/zabolevaniya/detskij-cerebralnyj-paralich/atonicheski-astaticheskaya-forma-dcp.html

    Добросердие — Добросердие

    Внимание

    • Lack of access rights — File 'http:/s24.postimg.org/6jb3lcgph/e85dc30c738a844b6ca8865524aedae25596.jpg'
    • Lack of access rights — File 'http:/s8.postimg.org/d5558vd05/1334827500_1334664434_x_fe512f57.jpg'
    • Uncategorised
    • Новости
    • Законопроекты и постановления
    • Библиотека
    • Реабилитационное оборудование
      • Приспособления для мобильности Технические средства реабилитации являются важнейшим компонентом системы медико-социальной реабилитации инвалидов. Их значение особенно возрастает на этапе приспособления к сложным условиям окружающей среды при выраженных ограничениях жизнедеятельности.К техническим средствам реабилитации, облегчающим труд и быт инвалидов, относятся устройства, инструменты, оборудование или техническая система, которые, благодаря специальным свойствам, облегчают компенсацию или устранение ограничений способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности инвалидов, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма. Технические средства реабилитации выполняют различные функции: улучшение мобильности и устойчивости, разгрузку больного органа или сустава, фиксацию, улучшение опорности, нормализацию весовых нагрузок, облегчение движений и самообслуживания, сохранение удобного положения и др.
        • Ходунки Детям, у которых наблюдаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, очень сложно, а иногда вовсе невозможно, передвигаться и ходить без посторонней помощи. Поэтому таким детям часто рекомендуют использовать детские ходунки дцп. Таким образом, ребенок, опираясь на них, может в какой-то мере самостоятельно ходить и перемещаться по дому или по улице. С помощью таких ходунков ребенок чувствует себя намного комфортнее. Используя ходунки для детей с дцп, нагрузка на ноги заметно уменьшается. Поэтому ребенку становится намного легче ходить. В результате этого у него появляется хорошее самочувствие, а также улучшается кровообращение и нормализуется давление. Ребенок, который перемещается с помощью таких ходунков, чувствует себя намного увереннее. Есть несколько видов ходунков дцп в зависимости от их конструкции. Одним из них есть ортопедические ходунки. Они созданы для того, чтобы ребенок инвалид учился стоять самостоятельно и ходить без чьей-либо помощи. Как правило, они помогают выровнять спину, так как нагрузка на спинной позвоночник уменьшается. Такие ходунки выглядят, как ходунки роляторы, но в отличии от последних, у этих ходунках на всех ножках есть колесики, что заметно упрощает передвижение ребенка. Также есть детские ходунки-прыгунки. Они сделаны таким образом, что ребенок может не только ходить, но и прыгать с помощью них. Как правило, они изготовлены из очень прочного, но легкого материала, чтобы не увеличивать нагрузку на руки ребенка. Для больных детей дцп есть ходунки каталка. Они имеют форму кресла каталки. Поэтому на них ребенка можно перевозить, как на каталке, или ребенок сам может опираться на ручки ходунков и таким образом перемещаться.

          Типы ходунков

          • Нешагающие ходунки пациент ставит перед собой и двигается внутри рамы.
          • Шагающие ходунки позволяют передвигаться методом поочередной перестановки то правой, то левой стороны, «шагая» вместе с пациентом.
          • Универсальные ходунки могут работать в двух режимах: как шагающие и как фиксированные.
          • Двухуровневые ходунки помогают пациенту вставать со стула или кровати. Сначала он опирается на нижние поручни и подтягивает себя наверх, встает и затем уже держится за верхние поручни.
          • Усиленные ходунки выдерживают массу тела до 225 кг.
          • Ходунки с подмышечной опорой позволяют достичь повышенной устойчивости во время передвижения, что особенно актуально для пациентов с нарушениями координации.
          • Ходунки с опорой под локоть обеспечивают максимальный уровень устойчивости и равновесия, а четыре колеса облегчают перемещение. В таких ходунках пациент переносит вес тела на предплечье, снимая нагрузку с ног и позвоночника.
          • Ходунки с передними колесами не нужно приподнимать и переставлять, что особенно актуально для пациентов с ослабленными руками. Такие ходунки подходят также для улицы.
          • Ходунки с 3 или 4 колесами (роллаторы) позволяют передвигаться достаточно быстро. Часто оснащаются сиденьем для отдыха и корзинкой для вещей. Для безопасного передвижения предусмотрен ручной тормоз.
        • Коляски

          Это могут быть и прогулочные коляски для детей-инвалидов, и коляски-трости для детей с ДЦП, и кресла-коляски для дома – все зависит от течения болезни ребенка.

          Но детское кресло коляска должно быть очень удобным. Как правило, оно оснащено крепкой подставкой для ног, подушками для поддержки головы, удобными подлокотниками и капюшоном.  Ведь при ее покупке нужно учитывать возраст ребенка, а также его проблемы со здоровьем.

          Например, если у ребенка проблемы с шейным позвоночником, и он не может держать голову самостоятельно, то детское инвалидное кресло должно быть с подушкой-подставкой под шею. Инвалидные коляски для детей изготовляют из особенного материала, который не вызывает аллергию, что может стать причиной обострения заболевания ребенка.

          Они бывают разной величины, в зависимости от возраста ребенка, для которого они делаются.

          Такая прогулочная инвалидная детская коляска является очень удобным способом прогулки как для самого ребенка, так и для его родителей. Ведь она очень легкая, так как изготовляется из прочных, но легких материалов.

          Поэтому чтобы возить в ней ребенка, вовсе не нужно прилагать больших усилий.

           Но при выборе инвалидного кресла для детей необходимо обращать внимание не только на возраст ребенка, для которого оно покупается, но и вес ребенка.

          Стоит заметить, что инвалидные кресла для детей есть двух видов. Например, есть специальные кресла для дома. В них ребенок самостоятельно сможет перемещаться по квартире или по дому.

          А для прогулок по улице покупают прогулочные кресла, о которых говорилось раньше. И те, и другие коляски очень компактные. Они складываются и не занимают много места.

          Поэтому их легко можно хранить в маленькой кладовке или просто за дверью.

          Детские инвалидные коляски – техника, которая, должна быть не только комфортной и безопасной, но и обладать эстетической привлекательностью. Приятная расцветка, детский дизайн, яркие цвета – все это поможет поднять настроение ребенку, будет способствовать его социальной адаптации.

          Если прогулочная инвалидная детская коляска выбирается для ребенка с ДЦП, особое внимание стоит обратить на наличие таких дополнений, как абдуктор, фиксирующие ремни, блокиратор колес и т.п. Возможность изменять угол наклона спинки позволит создать для маленького пациента оптимальные условия для отдыха.

          В том случае, если у ребенка формируется перекрест ног, обязательным является наличие на кресле абдуктора. Если ребенок не способен удерживать равновесие в положении сидя, кресло, в котором его будут перемещать, должно иметь фиксирующие паховые ремни и боковые опоры.

          Ребенку, который склонен заваливаться вперед, необходимо кресло с нагрудным ремнем или жилетом безопасности.

      • Приспособления для вертикализации

        Даже если двигательные нарушения таковы, что ребенок никогда не сможет самостоятельно стоять, для развития, правильной работы внутренних органов и адаптации ему необходимо обеспечить вертикальное положение.

        Выбор конкретного вертикализатора зависит от степени нарушений координации и положения тела, однако существует требование, которое предъявляется ко всем вертикализаторам — вертикализирующее устройство должно обладать широким спектром регулировок, которые используются не только для индивидуальной отладки, но и для того, чтобы подстраивать его под меняющийся рост ребенка. Асимметричное положение таза диктует необходимость использовать вертикализатор со специальными дополнительными ремнями и жестким тазовым фиксатором. Для правильного подбора вертикализатора по размеру необходимо измерить полный рост ребенка, ширину бедер, расстояние от стоп до подмышечной впадины, объем и ширину грудной клетки. От полученных величин следует отталкиваться при выборе габаритного варианта конкретной модели.

    • О ДЦП
    Читайте также:  Сирингомиелия шейного и грудного отделов позвоночника, симптомы сирингобульбии

    2013 Благотворительный фонд «Добросердие». Все права защищены.

    Источник: http://info-dcp.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9&Itemid=125

    7 Атонически-астатическая форма

    Атонически-астатическая форма

    Возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самооб­служивание, письмо. В 50% отмечаются речевые и психические нарушения различной степени тяжести.

    Во многих изданиях атонически-астатическую форму делят на атактическую и непосредственно саму  атонически-астатическую форму. В клинике атактической формы доминирует нарушение координа­ции движений и равновесия.

    В раннем возрасте (первый год жизни) двигательные нарушения проявляются  в мышечной гипотонии и задержкой психомоторного развития. Поэтому ее называют еще гипотоническая форма.

    Диагноз атактической фор­мы должен быть поставлен в пе­риод, когда ребенок начинает си­деть и манипулировать предметами (8—12 мес.).

    В положении вертикаль­ного подвешиванияноги преиму­щественно разогнуты, рефлектор­ная, а затем произвольная опора на ноги ослаблена (рис. 69).

    В положении на животепри по­пытке удержать массу тела, опи­раясь на руки, возникают тремор головы, качательные движения ту­ловища. При переносе массы те­ла с одной руки на другую и за­хвате игрушки с опорой на одну руку ребенок теряет равновесие (рис.70).

    В положении сидядети с атактической формой не удерживают равновесия, поэтому они длитель­ное время сидят только с поддерж­кой взрослого или опорой на руки (рис. 71). В этой стадии пользо­ваться руками для игры дети прак­тически не могут, поскольку одна рука должна быть опорной. При самостоятельном сидении больные широко разводят ноги, увеличивая площадь опоры.

    Стояние и ходьбаформируютсяк 1,5—2 годам, однако эти функции еще длительное время остаются несовершенными. При стоянии но­ги широко расставлены, выражена атаксия, часто наблюдается тремор головы. Ходит ребенок также на широко расставленных ногах, руки разведены в стороны, туловище совершает много дополнительных движений с целью сохранения рав­новесия (рис. 72).

                          АТОНИЧЕСКИ-АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

                                 (в раннем возрасте — гипотоническая форма)

    Больные с этой формой цереб­рального паралича не могут удер­живать вертикальную позу, контроль головы, функции сидения, стояния и ходьбы практически не развива­ются (астазия, абазия) или фор­мируются очень медленно.

    Другой непременный клинический признак — грубая за­держка психического и речевого развития.

    В грудном возрасте диффе­ренцировать атактическую и атони­чески-астатическую формы очень сложно, поскольку та и другая на этой стадии развития проявляются главным образом мышечной гипо­тонией (гипотоническая форма).

    В положении на спине, как и при атактической форме, ребенок вя­лый, малоактивный. Мышечный то­нус резко снижен (рис. 73). На фоне общей мышечной гипотонии тонус в руках выше, чем в ногах, а движения в верхней части туло­вища более активные, чем в ниж­ней. Из-за умственной отсталости дети не тянутся к игрушке, пре­обладают стереотипные движения кистей рук и их рассматривание.

    При тракции за рукиребенок не группируется, голова откинута назад, ноги согнуты в тазобедрен­ных суставах и подняты либо остаются    разогнутыми    и    отве­дены.

    В положении вертикального под­вешиванияконтроль головы пло­хой, ребенок провисает (рис. 74). Голова начинает удерживаться во втором полугодии жизни. Выпрям­ление ног и туловища на опоре в раннем возрасте отсутствует, позд­нее эта функция начинает формироваться, однако даже при разо­гнутых ногах удержать туловище в вертикальной позе ребенок не в состоянии.

    Повороты со спины на живот, осваиваются медленно и зависят от двигатель­ной активности пояса верхних ко­нечностей и рук.

    Положение на животе.Из-за вы­раженной мышечной гипотонии ребенок в течение длительного вре­мени не удерживает голову и не опирается на руки, из-за чего, в свою очередь, задерживается раз­витие ползания. Некоторые дети все же осваивают передвижение на четвереньках, передвигаются прыжками, подтягивая ноги к рукам.

    Сидение. Дети начинают удержи­вать позу сидя только к полутора-двум годам, при этом ноги широ­ко разведены, ротированы (повернуты) кнару­жи, выражен кифоз грудного отде­ла позвоночного столба (рис. 75). Относительная устойчивость в по­ложении сидя появляется лишь в 4—6 лет.

    Стояние и ходьба начинают формироваться в возрасте 4—8 лет. Вначале ребенок может стоять кратковременно, при поддержке взрослых или у стены, ноги при этом широко разведены, напряже­ны. Если лишить ребенка под­держки, он падает.

    Самостоятельно дети не ходят или начинают ходить после 7— 9 лет. Походка неустойчивая, не­ритмичная, с широко расставленны­ми ногами. Голова и туловище совершают избыточные качатель­ные движения. Дети часто падают. Ходить на большие расстояния дети не могут, передвигаются в основном по квар­тире.

    • Прогноз в отношении двигатель­ных возможностей и социальной адаптации неблагоприятный.
    • СМЕШАННЫЕ ФОРМЫ
    • К ним относят случаи сочетания двух или более типов церебраль­ных параличей — спастико-атактическую, спастико-гиперкинетическую и атактико-гиперкинетическую формы.
    • Смешанные типы цереб­ральных параличей формируются обычно в старшем возрасте на основе спастических, гиперкинетичсской, атактической или атони­чески-астатической форм.

    Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения. Речевые и психические отклонения.

    1. 1.Контрактуры и деформации:
    2. §     характерна контрактура тазобедренного сустава (развитие контрак­туры в большой степени связа­но со спастичностью приводящих мышц бедер);
    3. §      из-за дисбаланса мышечного тонуса возможен вывих тазобед­ренного сустава;
    4. §     рекурвация (переразгибания) колен­ного сустава;
    5. §      деформация стопы; «Конская стопа» опора на носки — самая час­тая; плоско-вальгусная стопа (свод стопы низ­кий, пятка пронирована – внутрь). В поло­жении стоя и во время ходьбы больной опирается больше на внут­ренний край стопы;
    6. §     кифосколиоза.

    2.Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

    При ДЦП чрезмерно увеличивается продукция ликвора, что в свою очередь сдавливает клетки и сосуды головного мозга. При этом возможны срыгивания, рвота, вялость, сонливость, апатия, выбухание

    большого родничка, повышение мышечного тонуса.

    Источник: https://studizba.com/lectures/96-fizicheskaya-kultura-i-sport/1327-fizicheskaya-reabilitaciya-pri-dcp/24584-7-atonicheski-astaticheskaya-forma.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector